Романтизм

Каждый человек интересен тем, что ни на кого другого не похож. Он по-своему воспринимает окружающий мир, человечество, имеет свои представления о моральных и материальных ценностях, о творчестве и красоте. Не удивительно, что именно внутренний мир человека, его сложные душевные движения стали предметом изучения и отображения. Особенно внимательно к человеческим отношениям и высоким душевным порывам отнеслись представители такого художественного направления, как романтизм. Он начал формироваться в конце XVIII века и продолжал развиваться до первой половины XIX века.
Данное идейное и художественное направление в американской и европейской культуре очень интересно и разнообразно во всех видах искусства.

Рассмотрим это на примере музыки.
Сначала романтизм в музыке выступил как противник классицизма. Вместо античного идеала в центре музыкального творчества были средневековые темы, далекие экзотические страны, сокровища народного творчества. Но все-таки музыка романтиков создавалась под большим влиянием венских классиков, особенно Л. Бетховена. Все композиторы романтики - К. М. Вебер, Ф. Лист, Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Шуберт Р. Вагнер. Дж. Верди – построили развитие музыки на симфоническом методе. Им импонировало в данном методе последовательное преобразование музыкальной мысли, которое внутри себя порождает свою противоположность.
Достижениями романтиков является то, что они ориентировались на большую конкретность музыкальных идей, на их тесную связь с образами других видов искусства. Однако главным своим завоеванием романтическая музыка может считать чуткое, тонкое и глубокое выражение внутреннего мира человека, его душевных переживаний. Если классики стремились к утверждению конечной цели человеческих стремлений, обретаемой в упорной борьбе, то романтики сосредотачивали внимание на бесконечном движении к цели, постоянно отодвигающейся, ускользающей.
Таким образом, для музыканта-романтика процесс достижения цели важнее самой цели. Такое художественное мышление отобразилось на музыкальных жанрах. Так, наблюдается создание миниатюр, часто включающихся в цикл разнохарактерных пьес, утверждаются свободные композиции, написанные в духе романтических поэм. Романтики разработали и такой новый жанр, как симфоническая поэма.