Реквием

Современная классическая музыка имеет в своем запасе достаточно много специфических определений и понятий. Одно из них – реквием, что представляет собой заупокойную службу в лютеранской и католической церквях.
Как определяет его нынешняя школа музыки, реквием – траурное многочастное хоровое произведение, часто при сопровождении солистов и оркестра. Сформировалось понятие в виде музыкального богослужения на латинский текст. При этом, основа католического реквиема - «Dies Irae», секвенция, что была написана Томмазо да Челано, францисканским монахом 13 столетия. Уже позднее к ней также добавились Kyrie, Sanctus, Introitus, Offertorium.


Основная структура канонического реквиема полностью и окончательно сложилась к 1570-ым и была утверждена непосредственно папой Пием V. При этом, произведение соответствует мессе, с отсутствием Gloria и Credo, но введением Requiem aeternam, Offertorium и Sequentia, Lux aeterna.
Сперва, реквием, как обычная торжественная месса, складывался из различных мелодий григорианского хорала, не предусматривал инструментальное сопровождение и был одноголосным хоровым сочинением.
Принято считать, что первый авторский реквием, созданный на латинский канонический текст, принадлежит Гийомоу Дюфаи 15 столетия, впрочем, не сохранившись до наших дней. В свою очередь, первое дошедшее до нас произведение данного жанра принадлежит его младшему современнику - Йоханнесу Окегему. Это сочинение a capella при использовании полифонического стиля. Стоит отметить, что этот реквием все еще включает в себя часть Credo.
Дальнейшее развитие музыки, как светской культуры и оперного искусства, сказалось и на эволюции жанров и форм, в том числе многий изначально церковной музыки. К 17-18 столетию, постепенно реквием изменился в сторону симфонизации и концертности, становясь гомофонно-гармоническим по стилю и переходя в концертную практику.
К 18 столетию именно реквием – наиболее востребованный тип духовной музыки. Сочинялись они не для церкви и даже по заказу. Обязаны многие произведения непосредственно личным утратам композиторов, а некоторые писались даже для себя.