Прелюдия в музыке

Многие годы классическая музыка использовала прелюдию в качестве короткого музыкального произведения, что не имело строгой формы. Во время своего зарождения, прелюдии всегда существовали в виде предшествующего этапа к более сложному, длинному и строго оформленному произведению. Впрочем, постепенное развитие музыки способствовало тому, что и прелюдии начали создаваться как независимые самостоятельные произведения.
Часто в прелюдиях используется остинато, а сами произведения похожи по стилю на импровизацию. Таким образом, прелюдия – вступление к музыкальному сочинению либо самостоятельная небольшая пьеса, в основном для фортепьяно, клавесина, органа. Также, музыка имеет примеры создания отдельных циклов прелюдий и фуг и даже одних прелюдий.


Еще в эпоху Возрождения зародились первые прелюдии, что были короткими вступлениями-произведениями для лютни. Часто лютнисты играли их перед выступлением также чтобы проверить акустику помещения и настройку инструмента.
К 17 столетию на территории Франции возникли и клавишные прелюдии к частям клавесинной сюиты, причем длительность нот полностью оставалась на усмотрение исполнителя. Луи Куперен – первый композитор, успешно использовавший данный жанр. Уже после него многие до 18 столетия создавали клавесинные прелюдии, не обозначая длительности. Это, например, Элизабет Жаке де ля Герр, Жан Филипп Рамо, Жан Анри Д’Англьберт, Франсуа Куперен. При этом, последние подобные прелюдии относятся к 1710-ым годам.
Иоганн Каспар Фердинанд Фишер в числе первых принес в немецкую клавирную музыку французский музыкальный стиль 17 столетия. Его сборник состоит из прелюдий с фугами - клавирных произведений. Более известным стал цикл Баха с 24 произведений.
В последующих эпохах многие композиторы писали отдельные циклы прелюдий, что располагались по тональностям, как у Баха. Особое влияние, при этом, имели два тома Клода Дебюсси с импрессионистскими произведениями.
Использовали форму прелюдий и некоторые композиторы в 20 столетии, сочиняя сюиты, что были навеяны музыкой барокко. Это, например, прелюдии Арнольда Шёнберга и Мориса Равеля.