О музыке барокко

Современная музыка многим обязана барокко – художественному стилю, господствующему в европейском искусстве от XVII века до середины XVIII века. Данный термин пришел к нам из итальянского и означает "странный", "причудливый". Чаще всего он используется применительно к архитектуре и является синонимом пышности, величия. Однако напряженность, динамизм контрастность, свойственные барокко, нашли яркое воплощение и в музыкальном искусстве. Так, развитие музыки барокко происходило под влиянием противоречивого взаимодействия традиционного и новаторского. В частности, в ней достигла своей настоящей вершины господствовавшая в предыдущие времена полифония, и в то же время распространялся совершенно иной тип письма — гомофония.

И только постепенно гомофония захватила все области музыки и послужила для рождения опер, ораторий, кантат, а также сюит, сольной и ансамблевой сонат, концерта. Барочные инструментальные циклы были прародителями классических сонаты и симфонии, а сложившиеся в опере типы арий, увертюр и речитативов будут использоваться на протяжении всего развития оперного искусства. Еще однако важной отличительной чертой барокко была внутренняя свобода в понимании того или иного музыкального жанра. В связи с этим наблюдалось взаимопроникновение различных видов музыкальных произведений.
Следует также отметить, что именно барокко мы обязаны появлением таких совершенных инструментов, как скрипки, альты, виолончели. Созданные руками прекрасных итальянских мастеров Дж. Гварнери, А. Амати, А. Страдивари, они и сегодня потрясают своим неповторимым звучанием.
До сих пор интересны достижения музыкальной теории барокко. Проникнутые духом полемики трактаты, предисловия к нотным изданиям, письма философов, писателей, композиторов рассказывают о выразительных возможностях и задачах музыки. В них систематизируются исторические и биографические сведения, формулируются педагогические, исполнительские принципы, разрабатывается учение о тональность и аккорде.
Искусство барокко достигло высочайших вершин в творчестве композиторов Монтеверди, А. Вивальди, Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя, А. Корелли и особенно И. С. Баха. Оно является богатейшей основой музыки последующих времен.