Классификация духовной музыки

Духовная классическая музыка условно классифицируется на несколько различных направлений, в зависимости от традиции и канона.
Православная музыка имеет свою историю. С 18 столетия различные русские композиторы работали над текстами Всенощного бдения, что могли исполняться вне богослужения. Наиболее популярны произведения Дегтярёва и Веделя. Уже к середине 19 столетия, Всенощные принимали форму также и хоровых оригинальных сочинений и достаточно свободных обработок различных древних распевов, над чем работали Архангельский, Чесноков и Гречанинов. Наиболее характерными образцами жанра школа музыки считает работы Рахманинова и Чайковского.


В духовной жизни иудеев музыка также играла важную роль с древнейших времён. Еще в Ветхом Завете есть упоминания о множестве музыкальных инструментов. Непосредственно в храмовый ритуал, согласно Библии, музыка была введена во время царствования Давида, когда при храме числились и участвовали в службе оркестр и обширный хор.
Отдельная категория – исламская духовная музыка, к которой, прежде всего, относится Каввали, а точнее исполнение суфийской поэзии под музыку. Еще в 13 столетии на территории Индии существовали первые зачатки Каввали, созданные на основе соединения персидской поэзии и индийской музыки. Изначально жанр использовался сугубо в ритуальных целях, по сей день традиционно исполняясь в гробницах суфийских святых Пакистана и Индии. С некоторых пор, впрочем, каввали пришло и в концертную практику. Основное содержание жанра – восхваления Аллаха, Мухаммеда, и суфиских святых. Исполняют кавалли группы с солистом и несложным инструментальным сопровождением.
Спиричуэлс – своеобразные духовные песни афроамериканцев, что также могут быть рассмотрены как ответвление христианской музыки, ведь именно духовные гимны, что были завезены европейцами в Америку, и стали их основой. В спиричуэлс особенности пуританских американских гимнов соединены с характерными особенностями различных африканских исполнительских традиций. Характерная для них также и респонсорная структура, что подразумевает диалог между проповедником и прихожанами.